Цели воспитания детей
Чтобы говорить о целях воспитания, надо ответить на вопрос: а как они появляются?
Можно говорить о том, что в формировании целей отражаются многие объективные причины (и психическое развитие, и достижения философии и педагогики, и уровень общественной культуры). Но вместе с тем, главным фактором, определяющим воспитание, является политика, идеология государства.
Надо понимать, что воспитательные цели не могут быть сформулированы раз и навсегда – они изменяются от конкретно – исторического характера.
Если мы пройдёмся по историческим эпохам, то увидим, что при первобытном строе воспитание должно было обеспечить существование человека. Это значит, основной целью ставились трудовые навыки: охота, рыбалка, изготовление одежды, защита.
При рабовладельческом и феодальном строе (эпоха древнего мира и средних веков) наличие разных социальных классов требовало разных целей воспитания.
С одной стороны – воспитание господ, приобщение к искусству, наукам, умение приобретать богатства, защищать свои владения.
С другой стороны – полная покорность, смирение.
В эту эпоху всё больше образованных людей приходят к выводу о том, что воспитание должно быть равным, что все дети одинаково должны развивать свои способности. Ещё итальянский философ Кампанелла Томмазо, живший на стыке XVI – XVII веков, считал, что обязательное для всех образование должно сочетаться с физическим, нравственно-эстетическим, трудовым и профессиональным воспитанием.
Цели современного воспитания детей
Эпоха нового времени внесла мало изменений в цели воспитания. Сохраняется классовость. Но именно тогда начал осмысливаться и обобщаться опыт воспитания подрастающего поколения.
Вы спросите: а как же классики педагогики определяли цели воспитания?
Наиболее известные в педагогике люди также по-разному формулировали цели.
Чешский педагог Ян Амос Коменский (XVII век) считал главной целью воспитания развитие ума, нравственности и воли. По его словам, детей необходимо сначала приучать к благочестию, потом к добрым нравам и, наконец, к полезным наукам.
Английский философ и педагог Д ж. Локк считал главной целью воспитания создание человека, человека деятельного и инициативного, обладающего острым умом и практическими знаниями.
Иоганн Генрих Песталоцци — крупнейший швейцарский педагог — возлагал надежды на правильно организованное воспитание с обязательной подготовкой к труду и участием в нём. Его цель воспитания в развитии способностей и дарований, заложенных в человека природой, в постоянном их совершенствовании.
Каждый из педагогов рассматривал процесс воспитания по-своему, но все они стремились к одной цели – воспитанию развитой личности, которая, к тому же, соответствует определённому обществу.
Мы, конечно, не можем не поговорить о русских учёных и теоретиках, уделяющим в своё время большое внимание вопросам воспитания.
В. Г. Белинский видел цель воспитания в становлении борца за свободу и равноправие.
А. И. Герцен — в подготовке свободной личности, борющейся с общественным злом.
Н. Г. Чернышевский – в подготовке человека общественного, прямого и честного, идейного.
Константин Дмитриевич Ушинский – в нравственном развитии, в подготовке к свободному творческому труду.
Какой же вывод можно сделать сегодня?
Наивысшая цель воспитания – это совершенный во всех отношениях человек, некий идеал, к которому должно стремиться всё воспитание. Цель же общества – обеспечить всестороннее развитие каждого человека, независимо от его национальности, вероисповедания, сословия.
Цель современного воспитания — «Личность, способная строить жизнь, достойную Человека».