Воспитание трудных детей
Проблема воспитания трудных детей, на сегодняшний день, является одной из наиболее актуальных. Потому что с каждым годом численность «трудных детей» увеличивается в несколько раз. Они воруют, употребляют наркотики и алкоголь, убегают из дома, или же не выходят из дома, проводя многие часы перед компьютерами или телевизорами. Раньше большую часть «трудных детей» составляли подростки, сейчас в их состав входят и дети в возрасте 7-10 лет.
Кого можно считать «трудным ребенком»?
«Трудный ребёнок» — это чаще всего человек, лишённый родительской любви, ласки, поддержки, в результате чего, психологическое состояние ребёнка ослабевает, не формируется нормальным образом. В душе таких детей появляется чувство беззащитности, отверженности, ненужности, что приводит к развитию «комплекса неполноценности». В такой ситуации непроизвольно срабатывает самозащита, формируется потребность в самоутверждении, в большинстве случаев неправильными способами. А ведь этим детям никто не объяснил, как надо поступать в тех или иных ситуация, как надо бороться с трудностями и решать проблемы. Основная мотивация деятельности «трудных детей» — привлечь к себе внимание, добиться любви, поддержки, понимания, сострадания. Американский психолог Р.Дрейкус так интерпретировал цели этого поведения, к которым, не осознавая того, стремятся дети:
- требование внимания или комфорта;
- желание показать свою власть или демонстративное неповиновение;
- месть, возмездие;
- подтверждение своей несостоятельности и неполноценности (кроме достижения вышеперечисленных целей, деструктивное переживание собственной «никчемности» само по себе может являться целью плохого поведения).
Такие дети склонны к эгоцентризму, раздвоению личности, повышенной обидчивости, неправильной восприимчивости. Добиться своей цели они пытаются различными способами: грубостью, неординарным внешним видом, нестандартными поступками, которые пугают и шокируют родителей, учителей, воспитателей и т.д. У взрослых возникает страх того, что они не справятся с такими детьми, покажутся им смешными или беспомощными.
«Трудные дети» в большинстве случаев являются эгоистами, что приводит к его душевной катастрофе. Такой ребёнок не готов к общению с обществом, он замыкается в себе, не давая себе возможности развиваться и формироваться. Такие дети не замечают разрушающих последствий своего поведения, они не слышат советов, рекомендаций, наставлений, они не различают, что является «плохим», что является «хорошим», не принимают помощи взрослых.
Каковы основные жалобы родителей?
Примерно 95% родителей обычно жалуются на то, что они перестали понимать своих детей, появились постоянные конфликты, их школьные учителя стали жаловаться ни повышенную агрессивность или просто им не нравится круг общения их детей. У родителей появляется страх из-за частой перемены настроения детей, их психологического непостоянства. Они боятся потерять над ними контроль.
Как помочь «Трудным детям»?
Для того, чтобы помочь «трудным» детям, существует особый педагогический подход, который называется «жизнедеятельностным». Воспитателями в этом методе являются не только школьные учителя, или родители ребёнка, а особые люди, способные к сочуствию, переживанию, терпимости к проблемам детей, доброму отношению к ребенку. Воспитатель должен войти в его жизнь в роли Друга, человека, которому он сможет во всём доверять, которому он сможет полностью открыться, рассказать о своих проблемах и переживаниях. Не случайно Святитель Василий Великий говорил: «Если хочешь воспитывать других, — воспитай сначала самого себя в Боге». Личный опыт преодоления трудностей, самосовершенствования, становления на правильный жизненный путь, помогут восстановить истощенную душу ребёнка. Поставленная цель будет достигаться не педагогическим давлением, а любовью.
Воспитатель должен вникнуться в проблему ребёнка, разобраться в его душевном конфликте, и без всяких насмешек, дать ему совет, наставление. Ребёнок, в своем общении с воспитателем, должен чувствовать комфортно, в результате чего он решится стать на тяжелый восстановительный путь, опираясь на помощь своего верного «Друга». У «трудного» ребёнка должен появиться «манипулятор», побуждающий его к самосовершенствованию
Читайте также: Как воспитывать приемного ребенка?
На первом этапе восстановления, когда ребёнок сам почувствует, что он начал освобождаться от «чувства неполноценности», что его любят, он начнёт радоваться окружающему миру, своим успехам, и чувствовать признательность своему помощнику.
Кроме того, существует множество других не менее эффективных методик помощи «трудным детям», и большое количество вспомогательных центров.